Пятидверная версия модели Lexus IS появилась в продаже в Европе осенью 2001 года.
Внешний вид, увеличенная длина кузова (на 100 мм больше седана) и приличный задний свес дают SportCross право именоваться универсалом спортивного типа.
В Японии модель продавалась под названием Toyota Altezza Gita.
От седана универсал унаследовал задний привод и спортивный характер.
Модель Lexus IS200 SportCross, равно как и Altezza Gitа AS200, является базовой и оборудована шестицилиндровым мотором 1G-FE объемом 2,0 литра.
По своему оснащению IS200 старается соответствовать лучшим европейским моделям.
Автомобиль имеет оригинальную компоновку комбинации приборов типа «хронографа», характерное для спортивных машин трехспицевое рулевое колесо и сиденья анатомической формы с улучшенной поддержкой.
Уже в «базе» оснащение можно считать премиальным.
В него входят противотуманные фары, полный электропакет, центральный замок с дистанционным управлением, автоматический климат-контроль, радиосистема с CD-чейнджером на 6 дисков.
В более дорогой комплектации автомобиль получал ксеноновые фары, кожаный салон и передние сиденья с подогревом.
В опции входили электропривод передних сидений (дополнительно включая память настроек), система навигации с сенсорным монитором, люк и датчики парковки.
Lexus IS200 первого поколения оборудован одним из самых известных тойотовских моторов — рядной «шестеркой» 1G-FE.
Силовой агрегат, появившийся еще 1988 году, стал первым двигателем Toyota с двумя распредвалами и четырьмя клапанами на цилиндр.
Мотор прошел несколько этапов модернизации, в частности, в 1998 году практически полностью заменили все внутренности, установив новый коленвал и цилиндро-поршневую группу, форсунки с новыми распылителями, новую ГБЦ, прямое зажигание DIS, переменный впуск ACIS, электронное управление дроссельной заслонкой ETCS-i и систему VVT-i.
В результате улучшились как показатели производительности, так и экономичности.
Вместе с тем повысились и требования к эксплуатации, например, при обрыве ремня ГРМ происходит столкновение поршня с клапанами.
При больших пробегах вероятен «масложор».
В целом же двигатель при надлежащем обслуживании отличается высоким ресурсом.
Специально для этого силового агрегата подразделение Toyota Motorsport предлагало возможность установки компрессора — кит-комплект суперчарджера TTE.
После его установки мощность двигателя увеличивалась со 155 до 204 л.с.
Обычный универсал SportCross способен разогнаться до максимальной скорости 215 км/ч, а с места до 100 км/ч — за 9,5 секунды.
Lexus IS200 построен на универсальной заднеприводной платформе, послужившей основой для многих «маркообразных» седанов, разработанных Toyota в 80-90-х годах.
Подвеска с двойным поперечным рычагом и подрамниками применена как спереди, так и сзади, что улучшает спортивные характеристики.
Удалось добиться оптимального распределения веса по осям.
Более высоким стало требование к легкости шасси и кузова, при одновременном повышении их жесткости.
Тормозная система включает дисковые механизмы спереди (вентилируемые) и сзади.
Колесная база универсала — те же 2670 мм, что и у седана.
При этом передний и задний свесы немного увеличены — до 790 мм спереди и до 1045 мм сзади.
Размеры салона идентичны седану: длина 1890 мм, ширина 1440 и высота 1165 мм.
Задние сиденья складываются по частям, увеличивая размер багажника.
Его объем с поднятыми задними сиденьями — 380 литров до линии окон.
Со сложенными — 620 литров.
Глубина грузового отсека при этом увеличивается до 1670 мм.
А если сложить спинку пассажирского сиденья, можно перевозить предметы длиной до 2600 мм.
Одна из важных функций — регулируемый по высоте пол багажного отделения.
Для безопасности Lexus IS200 оборудовали фронтальными и боковыми надувными подушками, трехточечными ремнями на всех местах (передние с преднатяжителями и ограничителями усилия), антиблокировочной тормозной системой с электронным распределением сил и системой экстренного торможения.
За доплату устанавливались системы контроля устойчивости и тяги, а также круиз-контроль.
Машина оборудована мощными ксеноновыми фарами с системой очистки и автоматическим регулированием угла наклона, автозатемняемыми зеркалами.
Автомобиль заслужил достаточно высокие оценки в краш-тестах NHTSA и IIHS.
Модель IS первого поколения значительно повысила репутацию бренда Lexus.
Качество сборки, оснащение, легкость управления были сильными сторонами модели.
Среди слабых сторон IS200 — невысокая производительность, невыразительная внешность.
Кроме того, автомобиль не избежал общей тенденции на удешевление пластика в салоне, у владельцев могут возникнуть претензии к нехватке места сзади.
Из недостатков также можно отметить низкий клиренс, более высокие затраты на ремонт подвески.